ЧР-2010 — самый непопулярный за последние 8 лет Обычно первые матчи российского футбольного сезона пользуются повышенным вниманием у болельщиков, соскучившихся за зимнюю паузу по играм своих команд и чемпионату в целом.
Как правило, телевизионная аудитория стартовых поединков превосходила итоговое среднее значение для центральных матчей чемпионата. Неслучайно, что и рекордный показатель для внутреннего футбола XXI века принадлежит одной из первых игр сезона — матчу за Суперкубок-2006, за которым в исполнении "Спартака" и ЦСКА наблюдали почти 14 млн телезрителей.
Лишь один раз за последние годы значение средней аудитории центральных матчей превысила аудиторию первого тура. Это случилось в 2007 году, когда на фоне успешного выступления сборной страны в отборочном цикле болельщики уделили и должное внимание концовке национального первенства.
ТВ-аудитория центральных матчей первых туров чемпионата России (в скобках — средняя аудитория матчей тура по итогам сезона)
ЧР-2010 "Рубин" — "Локомотив" — 6,25 млн зрителей ( ? )
ЧР-2009 "Спартак" — "Зенит" — 9,5 млн зрителей (7 млн)
ЧР-2008 "Зенит" — "Спартак" — 10 млн зрителей (7,25 млн)
ЧР-2007 ЦСКА — "Рубин" — 7,25 млн зрителей (7,75 млн)
ЧР-2006 "Зенит" — "Сатурн" — 9 млн зрителей (7 млн)
ЧР-2005 "Зенит" — "Динамо" — 7,75 млн зрителей (6 млн)
ЧР-2004 "Спартак" — "Динамо" — 6,75 млн зрителей (5,75 млн)
ЧР-2003 "Торпедо-Металлург" — "Спартак" — 6,75 млн зрителей (5,5 млн)
Почему же аудитория первого матча текущего сезона собрала наименьшую ТВ-аудиторию среди аналогичных игр, начиная с 2003 года?
Возможно, это связано со следующими обстоятельствами:
• Дело лишь в том, что именно афиша ("Рубин" — "Локомотив") не заинтересовала болельщиков.
Но неделей раньше матч за Суперкубок с участием двух наших представителей в Европе "Рубина" и ЦСКА также имел рекордно низкую аудиторию за все время розыгрыша этого трофея — всего 5 млн зрителей (средний показатель для 2003-2009 гг. — 9,5 млн).
• Дело лишь в том, что надо было показать игру "Спартак" — "Динамо".
Но в прошлом году заметно снизилось внимание ко всем московским дерби как среди столичных, так и среди региональных болельщиков. В частности, среднее количество телезрителей для двух противостояний "Спартак" — "Динамо" в ЧР-2009 равнялось 6,5 млн телезрителей (средний показатель для 2007-2008 гг. — 9,25 млн).
Хотя, несомненно, многие почитатели противоборства старейших отечественных клубов проигнорировали и казанско-железнодорожную разборку.
• Дело лишь в том, что матч "Рубин" — "Локомотив" показали в Сибири и на Дальнем Востоке в записи.
Конечно, это повлияло на общий размер аудитории, но часто ли за последние годы сибиряки и дальневосточники могли наблюдать национальное первенство в прямом эфире?
• Дело лишь в том, что после поражения в Словении упал интерес к футболу.
Действительно, первая игра сборной после балканского фиаско имела самую маленькую телевизионную аудиторию за все время, когда ей руководил Г. Хиддинк (Венгрия — Россия, 10,5 млн зрителей).
Но, с другой стороны, заключительные лигочемпионские баталии наших клубов (ЦСКА и "Рубин") на групповом этапе, включая первый матч плей-офф "ЦСКА" — "Севилья", как и заключительный матч ЧР-2009 ("Зенит" — "Спартак"), собирали у телеэкранов более 10 млн россиян.
Возможно, все эти факторы дали соответствующий негативный эффект в совокупности. А возможно, что "всеобщий стабильный" интерес к нашему чемпионату стал ограничиваться лишь взаимными противостояниями только трёх клубов — "Спартака", "Зенита" и ЦСКА.
Возможно, это лишь временное явление. А возможно, начался процесс снижения популярности чемпионата России.
Возможно, что часть болельщиков просто махнула рукой на старт российского первенства, устав от пренебрежительного к ним отношения со стороны организаторов турнира и вещательных каналов. А возможно, у специалистов и любителей футбола найдутся другие аргументы.
|